Управляет локомотивом, тянущим состав, машинист тепловоза. Вместе с помощником он легко направляет огромную махину по заданному маршруту. Профессия востребованная, социально значимая и требующая специальной подготовки.
Именно этому должностному лицу в обязанности вменяется не только вести тепловоз, но и должным образом подготовить его к работе, проконтролировав исправность ходовой части. Перед каждой поездкой проверяется количество топлива в системе, масла, воды. Работник убеждается в бездефектности дизель-генераторной установки, осматривает все устройства.
Во время отправления необходимо убедиться, что на пути нет механических преград и людей, а сцепление с вагонами произведено правильно. В пути специалист обязан неотрывно находиться в кабине, следить за дорогой, соблюдать график. Приборов и рычагов, с помощью которых машина несется по рельсам, большое количество, и профессионал, как и наборщик текста на дому, знает предназначение даже самой маленькой кнопочки.
Машинист тепловоза непременно участвует в профилактических и ремонтных работах, проходит медицинское освидетельствование перед выездом, выполняет вмененные инструкции, соблюдает правила эксплуатации железнодорожного транспорта и техники безопасности.
Маршрут практически неизменен, строго рассчитан по времени. Но случаются непредвиденные ситуации, такие как природные катаклизмы, повреждение путей, неисправность двигателя, что требует от сотрудника ЖД моментальной и адекватной реакции.
Занятость посменная, включающая ночные дежурства, поэтому стрессоустойчивость — необходимое условие. Работа всегда происходит в команде, и от водителя состава в большей степени зависит атмосфера в коллективе. Это предполагает наличие следующих качеств: дружелюбие, умение разрешать конфликты, требовательность, справедливость.
Есть ограничения по здоровью, при которых человек не допускается к подобной деятельности: заболевания органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы, психические и нервные расстройства.
Управление тепловозом, в отличие от работы менеджером по развитию розничной сети, возможно только при наличии образования специализированных заведений НПО и СПО, вузов. Так же в дальнейшем обязательно регулярное повышение квалификации, подтверждение компетентности и мастерства.
Привлекательной данную специальность делают высокая заработная плата, льготы для железнодорожников, престижность. При ответственном отношении к своему труду гарантированы карьерный рост и уважение в социуме.
01.07.2014
К моему удивлению, большая часть России до сих пор не имеет электрических сетей вдоль железных дорог. И поэтому, хотя паровозы уже в прошлом, а электровозы есть далеко не везде, тепловозы — обычная картина на нашей РЖД, и профессия машиниста тепловоза самая что ни на есть востребованная и ныне.
13.08.2014
Я лично считал, что тепловозов осталось не так много и их заменили электропоезда, у нас по соседству только они попадаются. Но видимо, так не везде и машинисты тепловозов по-прежнему востребованы и водят составы. Работа у них сложная и ответственная, требующая внимательности и пунктуальности.
06.12.2014
Фактически, это машинист товарного состава или пассажирского поезда дальнего следования, т.к. верно заметили выше, что у пригородных поездов ближнего следования, по-простому электричек, предел дальности — 150 км.
04.02.2016
Работа у машиниста тяжелая и очень ответственная. Требуется быстрая реакция в стрессовых ситуациях. Сменная работа вообще не легка, сбиваются естественные биоритмы. А человеку нужно быть предельно внимательным всю смену, как бы не хотелось спать. Но все-таки машинисту тепловоза немного легче, чем машинисту электрички, потому что не нужно останавливаться на каждой станции и потом следить за закрыванием дверей, не прищемили ли они кого.