Нематериальное стимулирование персонала является важной частью общей стратегии фирмы или организации по привлечению и удержанию в своих рядах ценных сотрудников, а также в повышении производительности их труда. Развитие рыночных отношений привело к подавляющему преобладанию материальных стимулов в мотивации работников. Однако далеко не каждому хорошему специалисту, к примеру, ревматологу, достаточно высокой зарплаты. Человек должен ощущать, что он работает в дружном, сплоченном коллективе, что руководству небезразличны его интересы и потребности. Он должен знать, что организация всегда встанет на его защиту и окажет поддержку. Решать эти задачи и призвана система нематериального поощрения. Различают три основных типа такого стимулирования.
Руководство компании должно понимать, насколько важно нематериальное стимулирование персонала. Поэтому все мероприятия должны проходить с обязательным участием представителей администрации.
- Коллективное празднование значимых событий в жизни каждого сотрудника. Стол и подарок в складчину, теплые слова поздравления, дружеская атмосфера.
- Доведение до всего коллектива значимых достижений и успехов конкретных работников, а также серьезных упущений и проколов с детальной их проработкой.
- Уважительное отношение к ветеранам, работникам, внесшим весомый вклад в создание и развитие фирмы.
- Ясные и четкие критерии карьерного роста. Постоянное и неукоснительное выполнение этих принципов.
- Создание условий, когда с первых дней работы новый сотрудник, даже техник по эксплуатации зданий, ощущал бы себя в дружественном окружении.
- Вовлечение работников в процесс управления фирмой. Анкетирование, опрос, коллективное обсуждение насущных вопросов.
- Организация питания в рабочее время за счет компании
- Организация доставки сотрудников к месту работы. Возможно, приобретение билетов на общественный транспорт
- Организация и оплата медицинского обслуживания, страховка.
- Оплата работникам коллективных посещения спортивных секций и залов.
- Корпоративные праздники и мероприятия.
- Особые льготы для отдельных категорий сотрудников.
- Предоставление ссуды или кредита без процентов за счет фирмы.
- Оплата обучения в ВУЗах, профтехучилищах, на курсах.
- Полная или частичная оплата отдыха, санаторного лечения, экскурсий или путешествий. Забота о детях сотрудников.
- Обеспечение автотранспортом, мобильными телефонами, компьютерами и интернетом для выполнения служебных обязанностей.
Как видим этот, далеко неполный, перечень нематериальных стимулов дает широкий простор администрации любой компании в создании действенной системы мотивации работников в дополнение к заработной плате.
21.10.2013
Мне кажется отличным стимулом, кроме зарплаты, может стать дополнительный выходной или отпуск конечно совместные праздники это здорово, но провести дополнительный день с семьей — бесценно
21.10.2013
Несмотря на важность подобного вида стимулирования, фирмы, в которых оно применяется хотя бы наполовину возможного, в России и СНГ — большая редкость.
01.11.2013
У нас в постсоветских странах даже если применяется стимулирование без вложений, то уже очень хорошо. Демократическая культура взаимоотношений между руководством и персоналом не имеет корней, и не у всех предприятий есть свободные средства для поощрения персонала.
09.09.2014
Позволю себе не согласиться. Такое было, да согласен, но лет эдак 5-7 назад. Сейчас культура производства и взаимоотношений сотрудников и работодателей значительно изменилась. Уважения появилось больше.
28.07.2015
Хороший и грамотный менеджер прекрасно знает, что в некоторых случаях нематериальное стимулирование может быть даже более эффективным, как и материальное. Тем более, что для компании это значительно дешевле.