В России франчайзинг – достаточно молодая форма бизнеса. Но этого периода уже достаточно, чтобы делать некоторые выводы. Самый основной – франчайзинг пока не имеет такого уровня популярности и развития, как за рубежом. Так, поиск сезонной работы за границей более распространен.
Причин много, главная – российское законодательство. На сегодняшний день отсутствует нормативно-правовая база, франчайзинг фактические не имеет юридического статуса.
Ни в одном законодательном документе не встречается понятие «фрачайзинг». Отсюда и масса проблем, которые возникают у работающих по франшизе. Немало хлопот доставляют и чиновники, создавая огромные массивы бумажных преград при оформлении и заключении договоров. Следующей проблемой является недостаточная поддержка финансовых организаций субъектов франчайзинга. Ни один из коммерческих банков не разработал комплексную систему обслуживания в данном направлении. Руководство крупных франчайзинговых сетей в России отмечают незаинтересованность самих банков, как в разработке схем кредитования, так и в их применении. И проблем такого характера множество. Поэтому зачастую работникам такой сферы не редко нужны советы при сокращении с работы.
Следующим немаловажным аспектом является отсутствие исчерпывающей информации в области стратегического развития компаний с возможностью использования механизмов франчайзинга. Существует масса юридических и микроэкономических тонкостей для перехода компаний (отдельных направлений) на путь франчайзинга. Здесь же прослеживается и другая причина – невозможность получения данных о фирмах — франчайзерах и франчайзи. Первопричина в российской специфике ведения дел, которая отличается замкнутостью, непрозрачностью.
И все же франчайзинг медленно, но уверенно развивается в России. Сегодня на ее территории функционирует около 400 франшиз. И ежегодно происходит их увеличение (примерно на 20%). Лидирующие позиции у ресторанного бизнеса и розничной торговли по оптовым ценам (ритейл). В рестораном бизнесе первое место у фастфудов и ресторанов восточной кухни, а в ритейле – бытовая химия, парфюмерия, косметические средства.
Многие российские фирмы следуют франчайзинговой политике – «РосИнтер», «МВО», «1С», «Русское бистро» и др. Можно отметить и подразделения сбыта таких крупных нефтяных компаний как ЛУКОЙЛ, Соавнефть, ЮКОС и др. Отличительной чертой деятельности этих компания является высокий уровень изучения рынка, его структуры, спроса, проработанности технологий, юридическая подготовка необходимой документации по франчайзингу. Ознакомьтесь с тем, какие налоги бизнесмены России платят.
По прогнозам специалистов в будущем интерес к франчайзингу увеличится еще больше. Прежде всего, на данную форму бизнеса обратят внимание физические лица – потенциальные предприниматели. Их интерес обусловлен возможностью увеличения доходов, их накоплением для открытия собственных компаний.
27.06.2014
Медленное развитие франчайзинга в России объясняется тем, что люди практически ничего о нём не знают.
22.09.2014
Ни франчайзи, ни франчайзор не защищены в своих правах. До тех пор, пока не будет создана соответствующая нормативно-правовая база, эта форма бизнеса на сможет получить должное развитие.
16.01.2015
В российских реалиях франшиза выглядит так: я регистрирую ООО, заключаю договор с франчайзером, вешаю на свой, например, магазин вывеску «Четыре лапы», «Дикси», выполняю требования по оформлению, ассортименту и объёму закупок определённых товаров и оплачиваю раз в квартал отчисления по франшизе. Юридически моё ООО является независимым от франчайзера, набираю персонал и плачу за аренду я сама, при чём здесь трудоустройство, я вообще не поняла.