Работа психолога в детском саду

Работа психолога в детском садуУже достаточно давно в нашей стране предусмотрена психологическая служба в дошкольном учреждении. Несмотря на это, многие родители не знают, в чем заключается работа психолога в детском саду. Этот специалист помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, учитывая индивидуальные особенности его психики. Психолог наблюдает каждого из детей группы, видит их характерные черты и может определить причину появляющихся трудностей. Это важно, так как дома, на глазах у родителей дети могут быть совсем иными, чем в коллективе сверстников.

В случае неудач ребенка надо найти их причины, мотивацию его поступков, поведения, объяснить это родителям и воспитателям. Пристального внимания требуют дети, у которых таких проблем больше. Компетентные советы воспитателям и родителям помогут преодолеть эти трудности, а по возможности и предотвратить их в будущем. Поэтому психолог осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:

- индивидуальная диагностика личностных качеств, уровня развития психических процессов, а кроме того, подготовленности ребенка к обучению в школе;
- коррекция разных личностных нарушений (агрессия, обидчивость, замкнутость и т.п.);
- развивающие занятия – индивидуальные и групповые (мышление, память, внимание и другие процессы);
- консультирование воспитателей и родителей.

Диагностическая и коррекционная работа психолога

На протяжении всего учебного года психолог проводит плановую диагностику. В ее процессе контролирует, как дети разных возрастов овладевают знаниями, умениями, навыками. Дети выполняют задания, по результатам которых можно судить о том, насколько хорошо они усваивают материал, о поведении, отвечают ли их навыки самообслуживания возрасту. Когда результаты неудовлетворительны, психолог проводит дополнительные тестирования основных психических процессов. При выявлении проблем он направляет ребенка с родителями к специалистам: неврологу, невропатологу, нейро-психологу.

Помимо этого проводится изучение взаимоотношений между детьми во всех группах детского сада. Выявляются лидеры и дети, с которыми не хотят дружить. На основе результатов психолог дает советы воспитателю, чтобы можно было улучшить отношения в детском коллективе. Также проводятся отдельные исследования по мере возникновения у ребенка каких-либо проблем (страхи, замкнутость и т.п.).

Обязательно проводится оценка готовности ребенка к школе. В случае, если он не совсем готов, психолог дает родителям рекомендации по исправлению той или иной проблемы, преодолению трудности. Диагностическая карта с подписью психолога передается учителю и в случае возникновения каких-либо проблем на основании этих сведений строится работа по их решению.

Коррекционная работа психолога в детском саду осуществляется на индивидуальных занятиях. Поскольку все дети разные, а формирование психических процессов происходит скачкообразно, иногда необходим толчок для такого развития. Поэтому специалист проводит коррекционные занятия, уведомив родителей ребенка, чтобы совместными усилиями добиться результата: нормализации поведения или улучшения усвоения знаний. Обычно в этом нуждаются дети с такими проблемами, как тревожность, замкнутость, агрессивность и другими. Не всегда в дошкольном учреждении есть возможность для полноценной коррекции, тогда психолог может порекомендовать для более глубокой работы с проблемой посетить детского психотерапевта.

Развивающие занятия

Эти занятия, на первый взгляд, почти не отличаются от других: дети рисуют, играют, беседуют с психологом. Однако его задача – создать все условия, чтобы ребенок мог наиболее полно самовыражаться, развивать свое мышление, внимание, память, речь, воображение. Для детей старшего возраста проводится психологическая подготовка к школе, формирование мотивации к обучению. На занятиях также развивается произвольность поведения у детей, то есть умение внимательно слушать и верно выполнять задания, а также умение следовать правилам.

Кроме того, психолог может каждый учебный год посвятить одному направлению, которое будет прорабатывать более тщательно. Если это, к примеру, формирование у дошкольников навыков общения и развитие межличностных отношений в коллективе, то занятия должны строиться в соответствии с общим направлением. На них дети учатся вместе решать какие-либо задачи, играть в команде, избегать ссор, находить пути выхода из конфликтов.

Консультирование

Психолог планирует общие консультации, а также проводит индивидуальные – по вопросам, с которыми обращаются воспитатели и родители. На плановых он раскрывает насущные темы для дошкольного учреждения, интересов родителей и возрастных особенностей детей. Родители могут оценить поведение и развитие своего ребенка, уяснить, что нормально для определенного возраста, а что будет отклонением. Также психолог дает советы о правильных приемах в воспитании, о том, какие бывают возрастные кризисы у детей и как их относительно безболезненно пережить.
Иногда возникают проблемы, которые требуют пристального внимания и профессиональных советов на индивидуальной консультации:

- тревожность и страхи ребенка;
- агрессивность, застенчивость, капризность, замкнутость, упрямство, обидчивость и т.п.;
- несоответствие уровня психических процессов возрастной категории;
- проблемы в общении с ровесниками;
- гиперактивность, невнимательность;
- потеря родителями контроля над ребенком;
- социальные ситуации: рождение братика или сестрички, развод родителей, новое место жительства, смерть кого-то из близких, новый детский коллектив в саду или другие серьезные перемены.

Психолог в дошкольном учреждении необходим прежде всего для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности каждого ребенка. А его деятельность будет настолько результативна, насколько родители и воспитатели будут взаимодействовать с ним и следовать рекомендациям.




Работа психолога очень важна. Прежде всего она необходима родителям. Молодые мамы и папы, зачастую, перекладывают воспитание, развитие ребенка на плечи бабушек и дедушек, а те, в свою очередь, балуют внучат, не обращая внимание на проблемы в психоэмоциональном состоянии ребенка. Главное для них, чтобы внучек был накормлен, одет, обут.

Ну и выявление случаев ненадлежащего отношения к ребенку со стороны родителей — также работа для психолога. Домашнее насилие, и все такое… Впрочем, есть и обратная сторона — звериный оскал современной ювенальной юстиции, которая, к примеру, в странах Скандинавии настоящий террор в отношении семей развернула. Чуть чего не так — дитё изымают.

Психологи в детском саду и школах, крайне необходимы, что бы заранее выявить проблемы у ребенка, при чем как у него, так и в его семье. Однако реалии таковы, что психологами зачастую становятся воспитатели или учителя, которые прошли курсы. Много такие выявит? Нет. Для галочки должность.

К сожалению, часто детским психологам, работающим в саду, не хватает компетентности для профессионального выполнения своих обязанностей. А ведь качественный мониторинг психологических расстройств порой может предотвратить вполне казуальные девиации.

Работа детского психолога заметно отличается от взрослого, ведь поведение детей значительно более непредсказуемое, значит ответственность также более высокая.


Ваш комментарий ↓


Введите код:
*