Уже достаточно давно в нашей стране предусмотрена психологическая служба в дошкольном учреждении. Несмотря на это, многие родители не знают, в чем заключается работа психолога в детском саду. Этот специалист помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, учитывая индивидуальные особенности его психики. Психолог наблюдает каждого из детей группы, видит их характерные черты и может определить причину появляющихся трудностей. Это важно, так как дома, на глазах у родителей дети могут быть совсем иными, чем в коллективе сверстников.
В случае неудач ребенка надо найти их причины, мотивацию его поступков, поведения, объяснить это родителям и воспитателям. Пристального внимания требуют дети, у которых таких проблем больше. Компетентные советы воспитателям и родителям помогут преодолеть эти трудности, а по возможности и предотвратить их в будущем. Поэтому психолог осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:
- индивидуальная диагностика личностных качеств, уровня развития психических процессов, а кроме того, подготовленности ребенка к обучению в школе;
- коррекция разных личностных нарушений (агрессия, обидчивость, замкнутость и т.п.);
- развивающие занятия – индивидуальные и групповые (мышление, память, внимание и другие процессы);
- консультирование воспитателей и родителей.
На протяжении всего учебного года психолог проводит плановую диагностику. В ее процессе контролирует, как дети разных возрастов овладевают знаниями, умениями, навыками. Дети выполняют задания, по результатам которых можно судить о том, насколько хорошо они усваивают материал, о поведении, отвечают ли их навыки самообслуживания возрасту. Когда результаты неудовлетворительны, психолог проводит дополнительные тестирования основных психических процессов. При выявлении проблем он направляет ребенка с родителями к специалистам: неврологу, невропатологу, нейро-психологу.
Помимо этого проводится изучение взаимоотношений между детьми во всех группах детского сада. Выявляются лидеры и дети, с которыми не хотят дружить. На основе результатов психолог дает советы воспитателю, чтобы можно было улучшить отношения в детском коллективе. Также проводятся отдельные исследования по мере возникновения у ребенка каких-либо проблем (страхи, замкнутость и т.п.).
Обязательно проводится оценка готовности ребенка к школе. В случае, если он не совсем готов, психолог дает родителям рекомендации по исправлению той или иной проблемы, преодолению трудности. Диагностическая карта с подписью психолога передается учителю и в случае возникновения каких-либо проблем на основании этих сведений строится работа по их решению.
Коррекционная работа психолога в детском саду осуществляется на индивидуальных занятиях. Поскольку все дети разные, а формирование психических процессов происходит скачкообразно, иногда необходим толчок для такого развития. Поэтому специалист проводит коррекционные занятия, уведомив родителей ребенка, чтобы совместными усилиями добиться результата: нормализации поведения или улучшения усвоения знаний. Обычно в этом нуждаются дети с такими проблемами, как тревожность, замкнутость, агрессивность и другими. Не всегда в дошкольном учреждении есть возможность для полноценной коррекции, тогда психолог может порекомендовать для более глубокой работы с проблемой посетить детского психотерапевта.
Эти занятия, на первый взгляд, почти не отличаются от других: дети рисуют, играют, беседуют с психологом. Однако его задача – создать все условия, чтобы ребенок мог наиболее полно самовыражаться, развивать свое мышление, внимание, память, речь, воображение. Для детей старшего возраста проводится психологическая подготовка к школе, формирование мотивации к обучению. На занятиях также развивается произвольность поведения у детей, то есть умение внимательно слушать и верно выполнять задания, а также умение следовать правилам.
Кроме того, психолог может каждый учебный год посвятить одному направлению, которое будет прорабатывать более тщательно. Если это, к примеру, формирование у дошкольников навыков общения и развитие межличностных отношений в коллективе, то занятия должны строиться в соответствии с общим направлением. На них дети учатся вместе решать какие-либо задачи, играть в команде, избегать ссор, находить пути выхода из конфликтов.
Психолог планирует общие консультации, а также проводит индивидуальные – по вопросам, с которыми обращаются воспитатели и родители. На плановых он раскрывает насущные темы для дошкольного учреждения, интересов родителей и возрастных особенностей детей. Родители могут оценить поведение и развитие своего ребенка, уяснить, что нормально для определенного возраста, а что будет отклонением. Также психолог дает советы о правильных приемах в воспитании, о том, какие бывают возрастные кризисы у детей и как их относительно безболезненно пережить.
Иногда возникают проблемы, которые требуют пристального внимания и профессиональных советов на индивидуальной консультации:
- тревожность и страхи ребенка;
- агрессивность, застенчивость, капризность, замкнутость, упрямство, обидчивость и т.п.;
- несоответствие уровня психических процессов возрастной категории;
- проблемы в общении с ровесниками;
- гиперактивность, невнимательность;
- потеря родителями контроля над ребенком;
- социальные ситуации: рождение братика или сестрички, развод родителей, новое место жительства, смерть кого-то из близких, новый детский коллектив в саду или другие серьезные перемены.
Психолог в дошкольном учреждении необходим прежде всего для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности каждого ребенка. А его деятельность будет настолько результативна, насколько родители и воспитатели будут взаимодействовать с ним и следовать рекомендациям.
25.05.2016
Работа психолога очень важна. Прежде всего она необходима родителям. Молодые мамы и папы, зачастую, перекладывают воспитание, развитие ребенка на плечи бабушек и дедушек, а те, в свою очередь, балуют внучат, не обращая внимание на проблемы в психоэмоциональном состоянии ребенка. Главное для них, чтобы внучек был накормлен, одет, обут.
25.05.2016
Ну и выявление случаев ненадлежащего отношения к ребенку со стороны родителей — также работа для психолога. Домашнее насилие, и все такое… Впрочем, есть и обратная сторона — звериный оскал современной ювенальной юстиции, которая, к примеру, в странах Скандинавии настоящий террор в отношении семей развернула. Чуть чего не так — дитё изымают.
26.05.2016
Психологи в детском саду и школах, крайне необходимы, что бы заранее выявить проблемы у ребенка, при чем как у него, так и в его семье. Однако реалии таковы, что психологами зачастую становятся воспитатели или учителя, которые прошли курсы. Много такие выявит? Нет. Для галочки должность.
27.05.2016
К сожалению, часто детским психологам, работающим в саду, не хватает компетентности для профессионального выполнения своих обязанностей. А ведь качественный мониторинг психологических расстройств порой может предотвратить вполне казуальные девиации.
27.05.2016
Работа детского психолога заметно отличается от взрослого, ведь поведение детей значительно более непредсказуемое, значит ответственность также более высокая.